8 (499) 730-70-00

8 (916) 730-70-77

Заказать звонок
Москва, 2-Ая Филёвская, дом 6, корпус 5

Значение привязанности для человека

Отношения людей между собой строятся в большой мере на чувстве привязанности. Человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в привязанности не меньше, чем в еде или сне. Формирование нашей манеры отношений с людьми полностью зависит от того, какой модели построения привязанности придерживались с нами родители.

Как привязанность формируется родителями?

После появления ребенка в семье, у родителей появляется необходимость заботиться о нем. Ребенок заявляет о своих потребностях громким плачем. Первое время родителям по одному звуку плача не могут угадать, что именно требуется ребенку, но со временем у мам и пап вырабатывается способность сразу понять, чего хочет их ребенок и быстро удовлетворить его потребность. После того, как желание исполнится, ребенок должен успокоиться, была ли это потребность в питании или общении. Если родители своевременно реагируют на плач и всегда подходят к своему ребенку, как только услышат его просьбу, ребенок чувствует себя в безопасности, а стабильность и последовательность в действиях родителей позволяет ребенку сформировать доверие и привязанность ним. И это скажется не только на доверительных отношениях с родителями, но и восприятия мира как безопасного и стабильного. Такому ребенку впоследствии будет проще доверять и другим людям.

Как проходит процесс развития привязанности?

Формирование привязанности длится на протяжении первых восемнадцати месяцев с начала жизни ребенка. Выделяется четыре этапа развития привязанности.

  1. 0 – 3 месяца. На первом этапе ребенок не видит разницы между мамой, папой и другими взрослыми, которые готовы удовлетворить его потребности. На этой стадии действия взрослых должны быть последовательными и предсказуемыми.
  2. 3 – 9 месяцев. Ребенок узнает маму по голосу и запаху, идентифицирует ее как «свою», он знает, что именно она заботится о нем.
  3. 9 – 12 месяцев. В том случае, если родители последовательно, своевременно и без раздражения, заботились, укладывали спать и кормили, ребенок будет ощущать мир как надежный и предсказуемый. Он начнет ползать и проявлять любопытство к окружающей обстановке и миру в целом, будет жаждать все разведать и познать. Такое отношение с действительностью позволит ребенку легче обучаться и более эффективно усваивать новую информацию в дальнейшем. Если ребенок ощущал от родителей пренебрежение и агрессию, то он не будет чувствовать их поддержки и воспринимать окружающий мир как враждебный.
  4. 12 – 18 месяцев. На последнем этапе ребенок начинает формировать «множественные привязанности», основываясь на своем опыте общения с родителями. Если родители заслужили его доверие, то ребенок будет общительным и доверчивым. Мир будет ощущаться им как надежный и предсказуемый. На этом этапе уже можно понять, как в дальнейшем сложатся отношения ребенка со сверстниками, и как будут складываться его любовные отношения.

Неправильно сформированная привязанность

В том случае, если родители справились со своей задачей продемонстрировать ребенку свою любовь и заботу и создали ощущение стабильности мира, то ребенок будет инициативен и успешен в познании окружающего и построении отношений. Но в случае неправильного поведения родителей, в психике ребенка формируется нарушенная привязанность. Существует четыре варианта развития событий.

  1. Формирование невротической разновидности привязанности – отношение к миру ребенка складывается таким образом, что он воспринимает себя как неправильный и чужеродный субъект в правильном мире. Такие дети излишне привязаны к родителям: постоянно требуют внимания, не хотят оставаться одни, потому как начинают нервничать, плачут, если родителю нужно уйти. Постоянно боясь быть брошенными, они цепляются за родителей совершенно не могут находиться без чьего-либо присутствия. Впоследствии, когда такой ребенок вырастет и вступит в отношения с противоположным полом, он будет излишне контролировать своего партнера, ревновать «к каждому столбу» и требовать, чтобы все свободное время партнер проводил с ним.
  2. При типе амбивалентной привязанности дети ведут себя так, будто в них уживается две разных личности – один будет ласков с родителем, а другой проявлять к нему агрессию. Подобная двойственность будет наблюдаться в отношениях и с другими окружающими его людьми. Такое может произойти в результате того, что родителям забота о ребенке не всегда доставляла радость, а периодически случалось так, что в виду своей усталости или чего-либо еще демонстрировали ребенку свое раздражение. От родителя, чья манера поведения может в любой момент кардинально измениться, ребенок не может ждать чего-то определенного и не может предсказать, будет ли родитель ласковым и заботливым, или же наоборот. Такая манера поведения проецируется на отношения ребенка с окружающими, и в результате проявится в его будущей семейной жизни – вторая половинка может вызывать прямо противоположные чувства от любви до ненависти в зависимости от ситуации.
  3. Привязанность избегающего типа свойственна детям, чьи родители ставили свои интересы превыше предпочтений ребенка. У них было расписание, которому ребенок вынужден был подчиняться. Такое можно наблюдать в детском доме, где воспитатели придерживаются строгого графика. Подъем, отбой, кормление и даже справление естественной нужды ребенка происходит строго по расписанию. Такие дети, вырастая, страдают от отсутствия инициативности, не знают, что им нужно. В отношениях они скорее всего будут вести себя пассивно и подчиняться, потому как им кажется, что их потребности ничего не значат, а от их желаний ничего не зависит.
  4. Если с ребенком обращались жестоко, они будут придерживаться типа привязанности, который называется дезорганизованным. Взрослея, они осознанно не хотят привязываться ни к кому, исключение могут составлять предметы, деньги, но не люди. Они не нуждаются в любви и предпочитают, чтобы их боялись. Такие люди стремятся подчинять и поступать с другими так же, как с ним поступали в детстве.
Наверх
AAA
Обычный Черный
Система управления сайтом Host CMS